теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Пунктуация. Вопросы «Проверь себя»

1. Являются ли однокоренными слова «запятая» и «препинание»? Каково значение второго из названных слов?

2. Какие  знаки препинания существуют в русском языке?

3.Какой знак препинания имеет в русском языке два варианта названия: одно заимствовано из немецкого языка, другое представляет собой словосочетание, в котором совмещены значения русского слова «красивый» и греческого слова «киноварь». Укажите оба варианта названия.

4. Расскажите, чем различаются в употреблении знаки тире и дефис. Когда эти знаки появились в русском языке?


5. Дефис может соединять между собой части «простых» слов (обычно приставку или постфикс с остальной частью слова: по-но­вому, кто-то), части сложных слов (диван-кровать) и разные слова в со­ставе предложения (Москва-река, пришел-таки). Что соединяет дефис в языковых единицах пол-лимона, пол-Москвы и подобных? Объясните свой ответ.

6. В чем необычность синтаксической конструкции в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»? В тексте сохранена пунктуация автора (отсутствие знаков). А как бы вы расставили знаки препинания?  Обоснуйте свое мнение с грамматической точки зрения.
На холмах пушки присмирев
Прервали свой голодный рев.

7. Расставьте знаки препинания. Какие особенности построения предложения в баснях И. Крылова вы можете отметить?
Гуторя слуги вздор плетутся вслед шажком
Учитель с барыней шушукают тишком...
(«Муха и Дорожные»)

8. Расставьте знаки препинания в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Встает заря во мгле холодной
На нивах шум работ умолк
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк
Его почуя  конь дорожный
Храпит  и путник осторожный
Несется в гору во весь дух
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок
В избушке распевая дева
Прядет и зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней.

9. Какие синтаксические функции могут выполнять в предложении междометия?  Зависят ли знаки препинания при междометиях от их синтаксический функции?

10. Из глубины веков до нас дошли крылатые латинские изречения - пословицы и поговорки древних римлян. Во всех ли изречениях нужно поставить знак препинания?
1) Гнев влюбленных продолжение любви. 2) Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести. 3) Конец делу венец. 4) Невежество не есть аргумент. 5) Гнев кратковременное безумие. 6) Жизнь без науки есть как бы подобие смерти. 7)Повторение мать учения. 8) Утешение несчастных иметь товарищей в скорби. 9) Сытое брюхо к учению глухо. 10) Истина пробный камень для себя самой и для лжи. 11) Глас народа глас божий.

11. Какую роль выполняют тире в данном отрывке из стихотворения С.Я.Маршака?
Улыбались три смелых девицы
На спине у бенгальской тигрицы.
Теперь же все три -
У тигрицы внутри,
А улыбка - на морде тигрицы.

12. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха...Привычка.

13. Вспомним замечательное имя - Владимир Иванович Даль. Этот человек был не только составителем «Толкового словаря живого вели­корусского языка». Он впервые составил сборник пословиц русского народа. В предлагаемых вам  пословицах из этого сборника необходимо поставить знак там, где это нужно, но и му­дро воздержаться от постановки знака там, где он не требуется.
1)Счастье без ума дырявая сума. 2) Не выросла та яблонька чтоб ее черви не точили. 3) Риск благородное дело. 4) Лишние деньги лишние заботы. 5) Во зле жить по миру ходить. 6) Сердце вещун а душа мера. 7) Душа душу знает сердце сердцу весть подает. 8) Чужая душа потемки. 9) Этот нос через Волгу мост. 10) Этот нос на сто лет рос. 11) Чужая сто­рона мачеха. 12) Чужбина по шерсти не гладит. 13) Добрую жену взять ни горя ни скуки не знать. 14) Не надобен и клад когда у жены с мужем лад. 15) В умной беседе быть ума прикупить.

14. У А.Кривицкого в повести «Военная косточка» есть предложение: Явитесь в штаб фронта - попросите машину. Какое это предложение? Подтверждает ли это знак препинания?

15. Перед вами предложение: Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну. (Пушкин А.С.) О чем сигнализирует здесь читателю точка с запятой?

16. Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными: 1) Стиснув зубы, они продолжали работать. 20 Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3) Ребята слушали, широко раскрыв глаза. 4) Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

17. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях: 1) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (В.Катаев) 2) Швейцар решил идти не спеша. (К.Паустовский) 3) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.

18. Почему не обособлено определение, стоящее после определяемого слова, в предложении  Любовно ставит (он) на колено певучую двухрядку венскую?

19. Как можно  объяснить постановку тире в предложении с обособленным определением: На море ложилась ночь - сероватая, будто после дождя. (К.Паустовский)?

20. Можно ли в предложении  Надо стараться, учиться как следует «избавиться» от однородных членов, не затрагивая ни одного слова? Как при этом изменится смысл предложения?

21. Все ли отделенные запятыми слова и сочетания слов в предложении  являются однородными членами: Генкин шалаш устроен из досок, веток и  листьев, меж трех деревьев, на высоте полутора-двух саженей. (А.Рыбаков)?

 

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов